Блог
Мои материалы и статьи в блоге на темы изобразительного искусства , мастер- классы.
«Изогнутый» Владимир художницы Светланы Щавлёвой «разлетелся» по коллекциям всего мира
Опубликовано: 2 сентября 2022 года
Корреспонденту ГТРК «Владимир» удалось пообщаться с уроженкой Коврова – Светланой Щавлёвой о её творчестве и картинах, которые сегодня находятся во многих частных коллекциях мира, а также стихийно распространяются по популярным социальным сетям и интернет-сообществам России.
Когда смотришь на родной город в работах художницы Светланы Щавлёвой, то удивляешься тому, как можно заметить во вроде бы знакомых местах – столько любопытных новых деталей: вырисованные птицы или подчеркнутые диковинные элементы исторических зданий. Затем видишь уютный уголок улицы, где в старом доме раскрыто окно, а во дворе сушится чье-то белоснежное белье. Понимаешь: вот он, родной город! На другой работе рыжеволосая девочка играет с собакой, а в руке у нее шишка. И вроде бы лишь деталь, а такая живая – эта картина – в лучах заходящего владимирского солнца. От неё невольно «загораешься» эмоцией и осенним задором.
“У дома Столетовых”, г.Владимир, картина Светланы Щавлёвой
Реальность и фантазия, день и ночь, лето и зима – изогнутый мир, будто отражение в зеркале. Художница невольно заставляет вас посмотреть на город под другим углом. И тут же знакомые очертания Успенского собора или других достопримечательностей старого Владимира.
На заметку!
Светлана Щавлёва родилась в 1968 году в городе Коврове. Там же в 8 лет начала заниматься рисованием в студии Дома пионеров у Эмилия Алексеевича Красавина. Училась с 1983-1986 гг. в Профессиональном училище №16 города Коврова на декоратора-оформителя. Закончила с красным дипломом. В 1987-1992 гг. продолжила учёбу в Харьковском Художественно-Промышленном институте.
На фото: художница Светлана Щавлёва, фото из личного архива
Церковь Покрова на Нерли, работа Светланы Щавлёвой, фото из личного архива
Об искусстве и коммерции
– Светлана, у вас большая аудитория поклонников в социальных сетях и на специализированных сайтах. А как же выставки в реальном времени – музее или культурном центре? Состоите ли вы в Союзе художников?
– Вы знаете, в Союзе художников я не состою, как-то не сложилось. Очень часто на мастеров, которые завоёвывают свою аудиторию, успешно продвигают картины, навешивают ярлычок “коммерческий”. Не совсем согласна с этим, потому что все художники работают, творят и как-то зарабатывают себе на жизнь. Да, мои работы популярны, у меня много поклонников не только в России, но и за границей. А живу я во Владимире с 1996 года. И когда переехала, то долго не могла найти работу. И все равно писала картины. Потом встретила мужа, и мы занимались керамикой, делали фаянсовые фигурки. Но всё это было не моё. Всегда хотелось настоящего творчества и искусства. В 2008 году я написала четыре холста и загадала, что если они кому-то действительно понравятся, их захотят приобрести, то продолжу заниматься живописью. Так и произошло. Одним из холстов заинтересовались через две недели. С этого начался мой путь художника- живописца. Смысла – специально записываться в Союз художников не вижу, но с уважением отношусь к коллегам-мастерам. Проводить выставки в культурных центрах – это значит вкладываться большие деньги в оформление картин, представление их аудитории. Зачем? Я успешный художник. За эти 10 лет мои картины и без этого разлетелись по всей России и многим странам мира. Моя миллионная интернет аудитория даёт то, что не сможет дать обычная выставка. Сегодня всё ушло в сеть Интернет. Не знаю – хорошо это или плохо. Решайте сами.
Работа Светланы Щавлёвой, фото из личного архива
– В ваших работах ощущается лёгкость, плавность и невесомость изображения, даже некая нежность. Это ваш особенный стиль? Как к нему пришли?
– Я его не ощущаю. Пишу – как и многие профессиональные, грамотные люди. Мне кажется, что у меня стиля нет. Полагаю, он заметен только со стороны. Ну и конечно специально его не вырабатывала. В начале 2008 года, когда вновь занялась живописью, мне захотелось писать по-особенному. Более декоративно, более выразительно. Порой даже через край! Так я ощущала себя на тот момент. Потом захотелось вспомнить реализм, академизм, импрессионизм. Я была жадная до живописи, как, впрочем, и сейчас. Мне не раз говорили, что пишу легко и нежно. Связываю это с моим характером. Я по-особенному отношусь к цвету в живописи. Как в акварели, так и в масле добиваюсь выразительности.
г.Владимир, работа Светланы Щавлёвой, фото из личного архива
г.Владимир, работа Светланы Щавлёвой, фото из личного архива
О Владимире и призвании – быть художником
– Назовите ваши любимые места Владимирского региона, которые хочется рисовать снова и снова…
– Владимир – это не просто любимый город. Это мой сакральный центр. Он питает меня своей необыкновенной энергией. Все мои картины о Владимире – это признание в любви! С детских лет я восторгаюсь его прекрасными соборами. Не проходит ни один летний пленэр без посещений Боголюбово. Монастырь и церковь Покрова – место моей силы.
г.Владимир, работа Светланы Щавлёвой, фото из личного архива
– Как вы считаете, художником рождаются или всё же становятся?
– Художниками конечно же рождаются. Но как оказывается, не все рождённые становятся художниками-живописцами. Только те, кто беззаветно предан своему делу, те, кто в творчестве находит смысл своей жизни.
г.Владимир, работа Светланы Щавлёвой, фото из личного архива
– Есть ли любимые работы, которые для вас особенно важны?
– Озадачили. Я редко бываю удовлетворена своей работой. Только по истечению времени могу нормально оценить свою картину. Поэтому они у меня бывают удачные или менее удачные. На мой взгляд. Порой, могу «записать» картину полностью, если не справилась. С акварелью всё по-другому. Стараюсь писать хорошо. И сразу.
г.Владимир, работа Светланы Щавлёвой, фото из личного архива
О вдохновении и “изогнутом” стиле написания картин
– Лично меня очень вдохновила картина, на которой изображена рыжеволосая девочка с собачкой: столько в ней задора! Это изображение стихийно «разнеслось» по многих сообществам об искусстве Вконтакте. Как родился образ?
– По картине «Игра» особенной истории нет. Я часто пишу подсмотренные сценки из жизни. Этих счастливых персонажей я увидела, когда была на этюдах в нашем Загородном парке. Семья приехала отдохнуть летним вечером. Собака нашла большую еловую шишку и затеяла игру с девочкой. Они были удивительно прекрасны в этом вечернем, тёплом свете. Я решила из этого сделать картину. Для художника, пожалуй, самое главное – видеть, чувствовать красоту, выражать её посредством красок, холста или бумаги.
г.Владимир, работа Светланы Щавлёвой, фото из личного архива
– А ваши невероятные арт-картины, где Владимир, будто под лупой или «изогнутый», как рождаются? Данный стиль – это ваша личная находка?
– Этот стиль я называю – экспрессионизм. В данных работах много динамики и чистых, ярких цветов в палитре. Задумки – оригинальные, мои. Я использовала приём изогнутого пространства. Частично сферической перспективы. Это у художников раннего Возрождения встречается. Земля как бы подчёркнуто шарообразная.
г.Владимир, “Старая Аптека”, работа Светланы Щавлёвой, фото из личного архива
– Какие материалы вы используете?
– Я пишу масляными красками на холстах, на оргалите, а также акварелью на бумаге. Наверное, ничего особенного. Вот в акварели иногда использую гуашевые белила. Акрилом и темперой тоже пишу. Часто делаю зарисовки карандашом или ручкой. Всё зависит от настроения и идеи. Самое главное, как мне кажется, картины должны быть живыми. Чтобы человек смотрел на них и ощущал то, что видит. Пусть по-своему, но чувствовал изображение. Думаю, что в этом весь секрет. И да, очень приятно получать слова благодарности от тех, кому нравится то, что я делаю. Это вдохновляет и даёт силы двигаться дальше, создавать новые картины, показывать наш прекрасный древний Владимир с самых разных ракурсов и демонстрировать его душу из самых потаённых – скрытых уголков.
г.Владимир, работа Светланы Щавлёвой, фото из личного архива
Текст: Светланы Кугановой, ГТРК «Владимир»
Фото: из личного архива Светланы Щавлёвой
Картина маслом” Пасхальное воскресенье” . Описание автора
Праздник Святой Пасхи.
Восторженная, динамичная картина светлого праздника. Композиция данного полотна построена так , что нашему взору открывается развёрнутая панорама древнего русского города Владимира со стороны реки Клязьмы. Полотно написано чистыми, открытыми цветами . Кричит первой, сочной травой малахитовый берег. И в контраст к нему ярко красные крыши причудливых деревянных домов.Я намеренно исказила пространство, чтоб усилить движение. Это возродившаяся жизнь после долгой, холодной зимы. Словно звон колоколов Успенского собора разносятся светлые всполохи краски по небу. Коньки крыш вздёрнуты на манер древних русских построек, что придаёт некую сказочность происходящему. Зеркальной гладью простирается Клязьма, отражая в себе бескрайнее небо, и собор, и разросшиеся вдоль берега деревья. Стрелой лежит дорога, по которой гуляют люди в этот праздничный, воскресный день.